Будда

Будда

Будда

Будда (санскр. “Пробужденный”)название клана (санскрит) или Готама (пали) Готама, личное имя (санскрит) или Сиддхартха (пали) Siddhatta, (родился c. 6-й–4-й века до н. э., Лумбини, недалеко от Капилавасту, Шакья республики, королевства Кошала [сейчас в Непал]—умер, Кусинару, Малла республики, королевства Магадха [теперь Кася, Индию]), основатель буддизма, одной из главных религий и философских систем Южной и Восточной Азии и мира. Будда-это один из многих эпитетов учителя, который жил в Северной Индии в период между 6-м и 4-м веке до нашей эры.

Его последователи, известные как буддисты, распространяли религию, известную сегодня как буддизм. Название “Будда” использовалось рядом религиозных групп в Древней Индии и имело целый ряд значений, но наиболее прочно ассоциировалось с традицией буддизма и означало просветленное существо, пробудившееся от сна невежества и достигшее свободы от страданий. Согласно различным традициям буддизма, в прошлом были Будды, а в будущем будут Будды. Некоторые формы буддизма утверждают, что есть только один Будда для каждой исторической эпохи; другие считают, что все существа в конце концов станут Буддами, потому что они обладают природой Будды (татхагатагарбха).

Все формы буддизма отмечают различные события в жизни Будды Гаутамы, включая его рождение, просветление и переход в нирвану. В некоторых странах три события наблюдаются в один и тот же день, который в Юго-Восточной Азии называется Весак. В других регионах фестивали проводятся в разные дни и включают в себя различные ритуалы и практики. В этих странах рождение Будды празднуется в апреле или мае, в зависимости от лунной даты. В Японии, где не используется лунный календарь, рождение Будды празднуется 8 апреля. Праздник слился с родной церемонии в синтоистский фестиваль цветов, известный как Hanamatsuri.

  • Общее Рассмотрение

Имя клана исторического деятеля, именуемого Буддой (чья жизнь известна в основном через легенды), было Гаутама (на санскрите) или Готама (в пали), а его имя было Сиддхартха (санскрит: “тот, кто достигает своей цели”) или Сиддхатта (в пали). Его часто называют Шакьямуни “мудрец из Шакья клана. В буддийских текстах его чаще всего называют Бхагаватом (часто переводят как “Господь”), и он называет себя Татхагатой, что может означать либо “тот, кто таким образом пришел”, либо “тот, кто таким образом ушел”.” Информация о его жизни происходит в основном из буддийских текстов, самые ранние из которых были написаны незадолго до начала общей эры, через несколько столетий после его смерти.

 События его жизни, изложенные в этих текстах, нельзя с уверенностью считать историческими, хотя его историческое существование признается учеными. Говорят, что он прожил 80 лет, но существует значительная неопределенность относительно даты его смерти. Традиционные источники на дату его смерти или, говоря языком традиции, “переход в нирвану” варьируются от 2420 г. до н. э. до 290 г. до н. э. Ученость в 20-м веке значительно ограничила этот диапазон, причем мнение, как правило, разделялось между теми, кто поместил свою смерть около 480 до н. э., и теми, кто разместил ее столетие спустя.

  • Исторический контекст

 Будда родился в Лумбини (Руммин-дей), недалеко от Капилавасту (Kapilbastu) на северной окраине бассейна реки Ганг, на периферии цивилизации Северной Индии, в южной части Непала. Ученые предполагают, что в поздний Ведический период народы региона были организованы в племенные республики, управляемые Советом старейшин или избранным лидером; величественные дворцы, описанные в традиционных рассказах о жизни Будды, не видны среди археологических останков. Неясно, в какой степени эти группы на периферии социального порядка в бассейне Ганга были включены в кастовую систему, но считается, что семья Будды принадлежала к касте воинов (кшатриев). Центральный бассейн Ганга был организован примерно в 16 городов-государств, управляемых королями, часто воюющими друг с другом.

 Подъем этих городов Центральной Индии, с их дворами и их торговлей, привел к социальным, политическим и экономическим изменениям, которые часто определяются как ключевые факторы роста буддизма и других религиозных движений 6-го и 5-го веков до нашей эры. Буддийские тексты идентифицируют множество странствующих учителей, которые привлекали группы учеников. Некоторые из них учили медитации, йоге и аскетизму и излагали философские взгляды, часто фокусируясь на природе человека и вопросе о том, имеют ли человеческие действия (карма) будущие последствия. Хотя Будда стал бы одним из этих учителей, буддисты считают его совершенно отличным от других. Поэтому его место в традиции нельзя понять, сосредоточившись исключительно на событиях его жизни и времени (даже в той мере, в какой они доступны). Вместо этого его следует рассматривать в контексте буддийских теорий времени и истории.

 Согласно буддийской доктрине, Вселенная является продуктом кармы, закона причины и следствия действий, согласно которому добродетельные действия создают удовольствие в будущем, а невиртуальные действия создают боль. Существа вселенной возрождаются без начала в шести царствах: как боги, полубоги, люди, животные, призраки и существа ада. Действия этих существ создают не только их индивидуальный опыт, но и области, в которых они обитают. Цикл перерождения, называемый сансарой (буквально “блуждание”), рассматривается как область страдания, и конечная цель буддийской практики – уйти от этого страдания. Средства спасения остаются неизвестными до тех пор, пока в течение миллионов жизней человек не усовершенствует себя, в конечном счете обретя силу открыть путь из сансары, а затем с состраданием открывая этот путь миру.

 Человек, который отправился в долгое путешествие, чтобы открыть путь к свободе от страданий, а затем научить этому других, называется Бодхисаттвой. Человек, который открыл этот путь, прошел его до конца и научил этому миру, называется Буддой. Будды не перерождаются после смерти, но входят в состояние вне страданий, называемое нирваной (буквально “уходящей”). Поскольку Будды появляются так редко с течением времени и только они открывают путь к освобождению (Мокша) от страданий (дукха), появление Будды в мире считается знаменательным событием в истории Вселенной.

 История конкретного Будды начинается до его рождения и простирается за пределы его смерти. Она включает в себя миллионы жизней, проведенных на пути Бодхисаттвы до достижения буддизма и стойкости Будды, в форме как его учений, так и его реликвий, после того, как он перешел в нирвану. Исторический Будда не считается ни первым, ни последним Буддой, появившимся в мире. Согласно некоторым традициям, он-7-й Будда, согласно другой – 25-й, согласно еще одной – 4-й. Следующий Будда, по имени Майтрейя, появится после того, как учения и реликвии Шакьямуни исчезнут из мира. Традиционные описания событий в жизни Будды должны рассматриваться с этой точки зрения.

  • Источники Жизни Будды

 Сведения о жизни Будды появляются во многих формах. Возможно, самыми ранними являются те, что встречаются в сборниках сутр (пали: сутты), дискурсы, традиционно приписываемые Будде. В сутрах Будда рассказывает об отдельных событиях в своей жизни, которые произошли с того момента, как он отказался от своей жизни принца, пока он не достиг просветления шесть лет спустя. Несколько рассказов о его просветлении также появляются в сутрах. Один Палийский текст, Махапариниббана-Сутта (“рассуждение о последней нирване”), описывает последние дни Будды, его переход в нирвану, его похороны и распространение его мощей. Биографические отчеты в ранних сутрах дают мало подробностей о рождении и детстве Будды, хотя некоторые сутры содержат подробное описание жизни доисторического Будды, Випашьина.

 Другая категория ранней буддийской литературы, винайя (связанная якобы с правилами монашеской дисциплины), содержит рассказы о многочисленных событиях из жизни Будды, но редко в форме непрерывного повествования; биографические разделы, которые происходят, часто заканчиваются обращением одного из его ранних учеников, Шарипутры. В то время как сутры фокусируются на личности Будды (его предыдущих жизнях, его практике аскезы, его просветлении и его переходе в нирвану), литература винайи стремится подчеркнуть его карьеру в качестве учителя и обращение его ранних учеников. Таким образом, тексты сутр и винайи отражают озабоченность как жизнью Будды, так и его учениями, заботы, которые часто взаимозависимы; ранние биографические отчеты появляются в доктринальных дискурсах, а точки учения и места паломничества узакониваются через их связь с жизнью Будды.

 В начале общей эры были составлены независимые отчеты о жизни Будды. Они не рассказывают о его жизни от рождения до смерти, часто заканчивающейся его триумфальным возвращением в родной город Капилавасту (пали: Капилаватту), которое, как говорят, произошло через год или шесть лет после его просветления. Частичные биографии добавляют истории, которые должны были стать известными, такие как медитация Маленького принца под розовым яблоневым деревом и его четыре знаменательные поездки на колеснице за пределами города.

 Эти счета, как правило, часто ссылаются на события из предыдущих жизней Будды. Действительно, сборники рассказов о прошлых жизнях Будды, называемые Джатаками, образуют одну из ранних категорий буддийской литературы. Здесь событие напоминает Будде о событии в прошлой жизни. Он рассказывает эту историю для того, чтобы проиллюстрировать нравственную Максиму, и, возвращаясь к настоящему, он идентифицирует различных членов своей аудитории как нынешние воплощения персонажей его прошлой жизни, с самим собой в качестве главного героя.

 Сказки Джатака (большая коллекция пали содержит 547 из них) остаются одними из самых популярных форм буддийской литературы. Они являются источником некоторых 32 камня в 2-й века до н. э. ступа в Bharhut на северо-востоке штата Мадхья-Прадеш; 15 резные ступы изображают жизнь Будды. Действительно, резьба по камню в Индии является важным источником для определения того, какие события в жизни Будды считались наиболее важными для общины. Истории джатаки также хорошо известны за пределами Индии; в Юго-Восточной Азии история принца Вессантары (предпоследней реинкарнации Будды)—который демонстрирует свою преданность добродетели милосердия, отдавая своего священного слона, своих детей и, наконец, свою жену—так же известна, как и история его последней жизни.

 Жизнь Будды, прослеживающая события от его рождения до смерти, появилась во 2 веке нашей эры. Одним из самых известных является санскритское стихотворение Buddhacharita (“деяния Будды”) по Ashvaghosa. Такие тексты, как “Муласарвастивада Винайя” (вероятно, датируемые IV или V веком н. э.), пытаются собрать множество историй Будды в единый хронологический отчет. Цель этих биографий во многих случаях меньше деталь уникального дела из жизни Шакьямуни, чем продемонстрировать, каким образом события жизни соответствовали закономерность, что все будды прошлого следовали. Согласно некоторым, все прошлые Будды покинули жизнь домохозяина после наблюдения четырех достопримечательностей, все практиковали аскезу, все достигли просветления в Бодхгае, все проповедовали в Оленьем парке в Сарнатхе и так далее.

 Жизнь Будды была написана и переписана в Индии и во всем буддийском мире, элементы добавлялись и вычитались по мере необходимости. Места, которые стали важными местами паломничества, но не были упомянуты в предыдущих отчетах, будут ретроспективно освящены добавлением истории о присутствии там Будды. Регионы, в которые буддизм вошел задолго после его смерти, такие как Шри-Ланка, Кашмир и Бирма (теперь Мьянма)—добавили рассказы о его магических посещениях к рассказам о его жизни.

 Ни одна версия жизни Будды не была бы принята всеми буддийскими традициями. На протяжении более века ученые сосредоточились на жизни Будды, причем самые ранние исследования пытались выделить и идентифицировать исторические элементы среди множества легенд. Из-за столетий, прошедших между фактической жизнью и составлением того, что можно было бы назвать полной биографией, большинство ученых отказались от этой линии исследования как бесплодной. Вместо этого они начали изучать процессы—социальные, политические, институциональные и доктринальные—ответственные за региональные различия между повествованиями Будды. Различные виды использования жизни Будды представляют еще один интерес. Короче говоря, усилия ученых сместились от попытки получить достоверную информацию о жизни Будды к попытке проследить этапы и мотивы развития его биографии.

 Важно еще раз подчеркнуть, что мотивация к созданию единой жизни Будды, начиная с его предыдущих рождений и заканчивая его переходом в нирвану, возникла довольно поздно в истории буддизма. Вместо этого биографическая традиция Будды развивалась путем синтеза ряда более ранних и независимых фрагментов. И биографии Будды продолжали составляться на протяжении веков и по всему миру. В современный период, например, были написаны биографии, которые стремятся демифологизировать Будду и подчеркнуть его роль в предвосхищении современных этических систем, социальных движений или научных открытий. Далее следует отчет о жизни Будды, который хорошо известен, но синтетический, объединяющий некоторые из наиболее известных событий из различных рассказов о его жизни, которые часто описывают и интерпретируют эти события по-разному.

  • Предыдущая Жизнь

Многие биографии Будды начинаются не с его рождения в его последней жизни, а с жизни за миллионы лет до этого, когда он впервые дал обет стать Буддой. Согласно известной версии, много веков назад жил Брахман по имени сумедха, который осознал, что жизнь характеризуется страданием, а затем отправился на поиски состояния после смерти. Он удалился в горы, где стал отшельником, практиковал медитацию и обрел йогические силы. Однажды, летая по воздуху, он заметил огромную толпу вокруг учителя, которого Сумедха узнал как Будду Дипамкару. Когда он услышал слово Будда, его охватила радость. При приближении Дипамкары Сумедха ослабил спутанные локоны своего йогина и лег, чтобы сделать проход через грязь для Будды.

Сумедха размышлял о том, что если бы он практиковал учение Дипамкары, он мог бы освободиться от будущего перерождения в этой самой жизни. Но он пришел к выводу, что было бы лучше отложить его освобождения, чтобы пройти более длинный путь к просветлению; как Будда, он мог вести других через океан страданий к дальнему берегу. Дипамкара остановился перед Сумедхой и предсказал, что через много эонов этот йогин со спутанными локонами станет Буддой. Он также пророчествовал имя Сумедхи в его последней жизни (Гаутама) и имена его родителей и главных учеников и описал дерево, под которым будущий Будда будет сидеть в ночь своего просветления.

 Втечение последующих эпох бодхисаттва возобновлял свой обет в присутствии каждого из Будд, пришедших после Дипамкары, прежде чем стать самим Буддой Шакьямуни. В течение своей жизни бодхисаттвы он накапливал заслуги (пунья), практикуя 6 (или 10) добродетелей. После смерти принца Вессантары он родился на небесах Туситы, откуда обозревал мир, чтобы определить место своего последнего рождения.

  • Рождение и Ранняя Жизнь

 Он определил, что он должен родиться сын царя Shuddhodana Шакья клан, чей капитал был Капилавасту. Вскоре после этого его матери, королеве Маха Майе, приснилось, что в ее утробу вошел белый слон. Десять лунных месяцев спустя, когда она прогуливалась по саду Лумбини, ребенок появился из-под ее правой руки. Он мог ходить и говорить немедленно. Цветок лотоса расцветал под его ногой на каждом шагу, и он объявил, что это будет его последняя жизнь. Король вызвал придворных астрологов, чтобы предсказать будущее мальчика. Семеро согласились, что он станет либо всеобщим монархом (чакравартин), либо Буддой; один астролог сказал, что сомнений нет, ребенок станет Буддой. Его мать умерла через семь дней после его рождения, и поэтому он был воспитан сестрой своей матери, Махапраджапати. Будучи маленьким ребенком, принц однажды остался без присмотра во время фестиваля. Позже в тот же день он был обнаружен сидящим в медитации под деревом, чья тень оставалась неподвижной в течение дня, чтобы защитить его от солнца.

 Принц наслаждался роскошной жизнью; его отец защищал его от всех бед мира, включая старость, болезни и смерть, и предоставлял ему дворцы на лето, зиму и сезон дождей, а также всевозможные развлечения (в том числе, по некоторым данным, 40 000 женщин-служанок). В 16 лет он женился на прекрасной принцессе Яшодхаре. Однако, когда принцу было 29 лет, его жизнь претерпела глубокие изменения. Он попросил, чтобы его прокатили по городу на колеснице. Король дал свое разрешение, но сначала всех больных и стариков убрали с дороги. Один старик ускользнул от внимания. Не зная, что перед ним, князю сказали, что это старик. Ему также сообщили, что это не единственный старик в мире; все—принц, его отец, его жена и родственники—однажды состарятся. За первой поездкой последовали еще три экскурсии за дворцовые стены. В этих поездках он видел сначала больного, потом труп, который несли на кремацию, и, наконец, нищего, сидящего в медитации под деревом. Подверглись различные беды человеческой жизни и существования тех, кто ищет не их, он обратился к королю за разрешением покинуть город и удалиться в лес. Отец предложил сыну все, что угодно, если он останется. Принц попросил отца позаботиться о том, чтобы он никогда не умер, не заболел, не состарился и не потерял свое состояние. Отец ответил, что не может. Принц удалился в свои покои, где его развлекали красивые женщины. Равнодушный к женщинам, принц решил отправиться в ту ночь в поисках состояния, превосходящего рождение и смерть.

 Когда семь дней назад ему сообщили, что его жена родила сына, он сказал: “оковы возникли.” Ребенка звали Рахула, что означает “оковы”. Прежде чем принц покинул дворец, он вошел в покои жены, чтобы взглянуть на спящую жену и маленького сына. В другой версии истории, Рахула еще не родился в ночь отъезда из дворца. Вместо этого последний акт принца состоял в том, чтобы зачать сына, период беременности которого продолжался в течение шести лет поисков просветления его отца. Согласно этим источникам, Рахула родился в ночь, когда его отец достиг буддизма.

 Принц оставил Капилавасту и царскую жизнь позади и вошел в лес, где он отрезал волосы и обменял свои царские одежды на простое платье охотника. С этого момента он ел все, что было положено в миску для подаяния. В начале своих странствий он встретил Бимбисару, царя Магадхи и возможного покровителя Будды, который, узнав, что аскет-принц, попросил его разделить его царство. Принц отказался, но согласился вернуться, когда достигнет просветления. В течение следующих шести лет, принц изучал медитацию и научился достигать глубоких состояний блаженства концентрации. Но он быстро сравнил достижения своих учителей и пришел к выводу, что, несмотря на их достижения, они возродятся после их смерти. Затем он присоединился к группе из пяти аскетов, посвятивших себя практике крайних форм самоуничижения. Принц также стал искусным в их практиках, в конечном счете сократив свою ежедневную трапезу до одной горошины. Буддийское искусство часто представляет его сидящим в медитативной позе в истощенном виде, с запавшими глазами и выступающими ребрами. Он пришел к выводу, что умерщвление плоти не является путем к освобождению от страданий и возрождению, и принял блюдо с рисом и сливками от молодой женщины.

 В течение последующих эпох бодхисаттва возобновлял свой обет в присутствии каждого из Будд, пришедших после Дипамкары, прежде чем стать самим Буддой Шакьямуни. В течение своей жизни бодхисаттвы он накапливал заслуги (пунья), практикуя 6 (или 10) добродетелей. После смерти принца Вессантары он родился на небесах Туситы, откуда обозревал мир, чтобы определить место своего последнего рождения.

 

 

 

Метки: , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий на Будда

  1. oprolevorter пишет:

    Hi, Neat post. There’s a problem with your web site in internet explorer, would test this… IE still is the market leader and a big portion of people will miss your magnificent writing due to this problem.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.